?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




- Кто последний в 133-й?
Молчание.
- Кто последний то в 133-ий?
Молчание.
- Да кто ж последний то?!!!

Я сегодня такой "диалог" прослушал раз 10 наверное - сидел в очереди за справкой в госучреждении. Каждый новичок третий вопрос задавал с возмущением, некоторые даже со злостью. Я сначала раздражался - что, мол, за поведение. А потом понял, что тут срабатывают интересные социально-психологические штуки, как минимум две.

Первая из них - ожидания вопрошавших. Откуда-то и почему-то у них было убеждение, похоже, что незнакомые люди должны отвечать на их вопросы с первого раза. Без приветствия, без обращения - словно бы по какому-то неписанному и неозвученному кодексу. Может быть, эта такая "этика очереди", причем, односторонняя - только в ожиданиях новоприбывших. А потом те же люди сами не отвечают - у них "этика" меняется. И как раз про вот эту вторую "этику" больше известно - это второй момент, про который я хочу написать. 

Хочу написать про ситуации, когда люди не отвечают сразу, кто последний в очереди. Когда люди из толпы не помогают умирающим на тротуаре. Когда не бросаются спасать детей, зависших на карусели. Когда не защищают друг друга от пьяных хулиганов в вагонах метро. Подобные ситуации, от просто раздражающих до чудовищных, неплохо изучены социальной психологией. 

Этот феномен называется диффузная ответственность - рассеянная, то есть. Соц.психологи заинтересовались им после поразившего всю Америку эпизода: в центре Нью-Йорка маньяк убивал женщину, а многочисленные жители многоквартирного дома наблюдали за этим, но на помощь почему-то не приходили, и даже полицию не вызывали. Общественный резонанс был очень сильным - газеты писали, что люди стали равнодушными монстрами, что общество мертво.

Примерно такой же по содержанию общественный резонанс и у нас возникает после того, как СМИ освещают очередную историю про "людское равнодушие". И климат в обществе создается за счет таких историй тревожно-депрессивный - многим становится страшно жить, страшно выходить на улицу, страшно обращаться за помощью. Представление о других людях ухудшается, а это может способствовать возникновению депрессивных настроений. К счастью, психологи объяснили этот эффект так, что повода сильно разочаровываться в людях все же нет.

Механизм диффузной ответственности вполне прост - никто не хочет быть крайним. Когда что-то экстренное происходит на глазах у случайной группы людей, то каждый из них ожидает, что действовать будут другие. Вот же, десяток/сотня других рядом, зачем я полезу? Каждый по своей причине "не лезет" - кто-то теряется, кто-то боится ответственности, кто-то боится последствий, кто-то стесняется, кто-то ленится и т.п. Но любой из присутствующих ожидает, что вмешается кто-то другой, а значит воспринимает свою индивидуальную роль в развитии события как что-то незначительное. Можно, конечно, осуждать за это, но...Кто без греха, пусть кинет камень.

А ведь по отдельности почти каждый из толпы готов придти на помощь, с большой вероятностью, если вокруг нет других людей. В таком случае многие из нас склонны брать ответственность на себя. Это тоже подтверждено экспериментами. Например, в одном из экспериментов подставные участники разыграли сцену насилия в вагоне метро, где ехали более 10 пассажиров. Никто не вмещался в ситуацию. И аналогичную сцену устроили в пустом вагоне метро, где ехали 2 человека. Оба пассажира кинулись на помощь "жертве". 

Для повседневной жизни из этих знаний можно извлечь практическую помощь. Если вы попали в ситуацию, когда вам нужна помощь, а вокруг есть люди, то можно обращаться к кому-то конкретно, адресно, а не ко всем сразу. Просто к кому-то, кто ближе стоит. Или к тому, кто доверие вызвал или симпатию на первый взгляд. Вероятность отклика выше, чем при безадресном обращении, если верить социальным психологам. И моему сегодняшнему опыту - я, когда подошел сегодня к 313 кабинету, спросил у приятной женщины, кто последний. И получил ответ с первого раза. Впрочем, ситуация с очередями все же более загадочная - там то есть конкретный крайний, и он мог быть ответить сразу. Что его останавливает? Социальным психологам еще предстоит ответить на на этот вопрос - за крайних)

А что там у нас с электронным правительством, кстати - сколько можно стоять в очередях в гос.учреждениях?!

P.S. Хочу пояснить, что "не ответил в очереди" не равно "отказал в помощи умирающему". А то некоторые, похоже, сразу так и поняли - нет, говорю, это разное.

Comments

( 62 comments — Слушаю )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
aliks
Dec. 14th, 2011 11:14 am (UTC)
Насчет крайних все молчат, потому что последний мог банально отойти или отвлечься. А другие уж и не знают, кто именно крайний. Вот все и ждут, что последний и откликнется. А он не откликается.
danilling
Dec. 14th, 2011 11:19 am (UTC)
Да, могут быть и совсем тривиальные объяснения.
(no subject) - ladragondy - Dec. 14th, 2011 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Dec. 14th, 2011 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - ladragondy - Dec. 14th, 2011 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Dec. 14th, 2011 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ladragondy - Dec. 14th, 2011 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mystery_kepper - Dec. 14th, 2011 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - queerness - Dec. 14th, 2011 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Dec. 14th, 2011 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - so1nyshk0 - Jan. 10th, 2012 11:37 am (UTC) - Expand
stacy2005ua
Dec. 14th, 2011 11:16 am (UTC)
спасибо! очень хорошая статья! перепощу :)
danilling
Dec. 14th, 2011 11:19 am (UTC)
Спасибо за отзыв)
pingback_bot
Dec. 14th, 2011 11:16 am (UTC)
рассеянная ответственность
User stacy2005ua referenced to your post from рассеянная ответственность saying: [...] Оригинал взят у в рассеянная ответственность [...]
phoienix
Dec. 14th, 2011 11:39 am (UTC)
Нажал на кнопочку - получил очередь.
И не надо никакой психологии ;)
danilling
Dec. 14th, 2011 11:41 am (UTC)
Каждому важно что-то свое)
(no subject) - phoienix - Dec. 14th, 2011 11:42 am (UTC) - Expand
nasse
Dec. 14th, 2011 11:42 am (UTC)
Причем, что характерно, стоит кому-то одному взяться помогать, сразу организуется мощная и бестолковая группа поддержки.
danilling
Dec. 14th, 2011 05:53 pm (UTC)
Ага - миллион раз видел)
natakholina
Dec. 14th, 2011 11:53 am (UTC)
Спасибо, очень интересно :)
danilling
Dec. 14th, 2011 05:54 pm (UTC)
Спасибо за отзыв)
kudrya_shka
Dec. 14th, 2011 11:53 am (UTC)
живем по принципу:Инициатива наказуема" - вот поэтому и не учавствуем в разборках.
на самом деле, очень часто помощь-то и не нужна (хотя кажется со стороны наоборт)

просто люди всего боятся...

ЗЫ замечательный пост. заставляет задуматься (как впрочим и все остальные посты) :)
danilling
Dec. 14th, 2011 05:55 pm (UTC)
Инициатива для кого-то "наказуема", для кого-то еще как-то - главное, что это небольшой выход за рамки чаще всего.
(no subject) - kudrya_shka - Dec. 14th, 2011 06:25 pm (UTC) - Expand
galadster
Dec. 14th, 2011 11:57 am (UTC)
Картинка зачотная! -))
А по теме - я никогда не задаю вопросов в воздух, мне это кажется как-то невежливо. Спрашиваю адресно, ну максимум получу ответ "не знаю"... Но чаще всего отвечает или тот кого спросила или кто-то рядом.
sara_bara_by
Dec. 14th, 2011 12:08 pm (UTC)
Да, эффект толпы или множества, когда Я становлюсь или считаю себя одним из..., имеет много следствий - индивидуальная обезличенность,снижение самоосознания и дистанцирование от собственных ценностей.
Вы подглядели удивительный феномен, когда Я провожу Другого через свой негативный опыт, который испытал здесь, приняв или сделав это правилом этого множества - как такая вот инициация:(.
Спасибо, интересно.
danilling
Dec. 14th, 2011 05:57 pm (UTC)
А, ну вот тоже вариант - каждый на себе испытал, да. Правда, почему тогда наоборот не помочь другому, раз сам испытал? Тут скорее как при дедовщине - я испытал, и ты испытай? А, ну да, принцип инициации! Спасибо)
tzitzitlini
Dec. 14th, 2011 12:10 pm (UTC)
Мне всегда казалось, что в случае "насилия в метро" и т.д. срабатывает не ожидание чужого вмешательства, а стадный инстинкт наоборот - никто не вмешивается, так что ж я один как дурак полезу. А вот когда вокруг никого нет и равняться не на кого, человек ведет себя согласно своим моральным установкам, ни на кого не оглядываясь.
danilling
Dec. 14th, 2011 05:58 pm (UTC)
"никто не вмешивается, так что ж я один как дурак полезу" - тоже частный случай диффузии, ага. Скорее, стыдливый такой.
evgenp2507
Dec. 14th, 2011 12:22 pm (UTC)
Прямо рассеянная ответственность?
Последний/крайний в очереди может о чём-то задуматься и просто не услышать вопроса. Говорю за себя. То же самое происходит, когда человек спрашивает у всех сразу. Его ещё никто не заметил и просто не услышали вопроса. Чего злиться? Просто начать с "Добрый день.", небольшая пауза и потом сам вопрос.
А если не отвечают, то "Прекрасно! Значит я первый" и решительно к двери. Сразу сообщат кто за кем.

Про дом не убедительно. Люди находились в своих квартирах в одиночестве, значит были не в толпе. Десять человек или два в метро измеряются не штуками, а личностными качествами этих людей.

Вот люди, пришедшие на митинги явно принимали решение за себя, находясь дома (в любом случае вне толпы на митинге). "Вся страна" где-то в абстракции, а мой голос и известные случаи фальсификаций (преступлений) вполне зримы и понятны.

Сейчас говорят, что фальсификации были и раньше, но... Именно в последние годы особенно широкое распространение получили современные средства связи и интернет. Теперь зафиксировать нарушения гораздо проще, можно рассказать многим людям легко. Это к теме инструментов реагирования на ситуацию. Вот в очереди крайний может быть просто глухим... Или по телефону говорить - тоже временно не слышать окружающих.

Очередь, метро, дом, общество, страна - разные масштабы. Разные по контексту и времени ситуации. Не могут одни законы быть действительными для всех масштабов разом.
danilling
Dec. 14th, 2011 06:01 pm (UTC)
Re: Прямо рассеянная ответственность?
Разные люди извлекают разные выводы.
longlink
Dec. 14th, 2011 12:28 pm (UTC)
ах, ну теперь понятно, что для меня спрашивать "кто последний" и получать ответ не проблема. Я тоже обращаюсь к конкретному человеку, а не озвучиваю вопрос "в воздух".
danilling
Dec. 15th, 2011 04:06 am (UTC)
Чин-чин)
excubitus
Dec. 14th, 2011 01:38 pm (UTC)
Заинтересовала "поразившая всю Америку история". Где об этом можно почитать?
danilling
Dec. 14th, 2011 06:03 pm (UTC)
Точно не помню, но скорее всего у Чалдини в "Психологии влияния", или у Аронсона в "Общественном животном", или у Майерса в "Социальной психологии".
(no subject) - excubitus - Dec. 14th, 2011 06:09 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
Dec. 14th, 2011 04:13 pm (UTC)
рассеянная ответственность
User foksu referenced to your post from рассеянная ответственность saying: [...] Оригинал взят у в рассеянная ответственность [...]
zabavakrasava
Dec. 14th, 2011 04:46 pm (UTC)
у Чалдини в Психологии влияния, помнится, целая глава была об этом ))

что касается очереди - тут поспорю, потому что обращаться к конкретному одному человеку часто не помогает - если этот человек ближе к началу очереди, он понятия не имеет, кто там за ним в хвосте.

я понимаю о чем вы писали, и в случае с "просить помощи у конкретного" срабатывает.

Иногда.
Если человек к которому прямо обратился, не мотнет головой, скажет "нет" и обойдет тебя десятой дорогой. )))

А в очереди, простите, но лучше всего срабатывает мой способ - сказать "а, ну тогда я захожу" и направиться к двери. ВСЕГДА и мгновенно последний находится! )))
danilling
Dec. 14th, 2011 06:06 pm (UTC)
Ну да, Чалдини - учебник жизни в социуме, реальни)
Да по разному в очередях бывает - тут у каждого свой опыт.
"а, ну тогда я захожу" - что-то мало кто пробует, даже обидно))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 62 comments — Слушаю )

Тэги

За месяц

September 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister