?

Log in

Previous Entry | Next Entry



У каждого времени есть свои модные психические состояния. Романтики 19-го века культивировали моду на депрессию - сплин считался наиболее подходящим состоянием для настоящего романтика. Сумасшествие романтики тоже почитали, кстати. Начало 20-го века - эпоха истерии. В 1960-е годы в моде были измененные состояния сознания и галлюцинации. В 1990-е, помнится, тоже. В наши времена, кстати, можно увидеть множество разных психических мод.

Я хочу написать о сегодняшней моде, которая сильно влияет на состояние умов, как мне кажется. Это мода на маниакальное состояние - один из видов расстройств настроения. Каков сегодня образ успешного и благополучного человека? У него всегда приподнятое настроение, он не унывает, он ничем не заморачивается. Он постоянно что-то делает - самореализуется каждую минуту своей жизни. Он постоянно генерирует креативные идеи, а также осмысляет и комментирует всё, что видит.

Всё перечисленное подозрительно похоже на маниакальную триаду. Это три основных симптома маниакального синдрома (МС) - постоянно повышенное настроение, ускорение ассоциативных процессов и двигательной активности, постоянное стремление к деятельности. Есть и другие симптомы, помимо триады - они тоже совпадают с идеалом современного человека. Современный человек всегда хочет секса и всегда должен быть к нему готов - и МС сопровождается повышенной сексуальной возбудимостью. Современный человек должен всегда быть лучшим - переоценка собственной личности тоже входит в МС.

Конечно, в своей острой или крайней форме МС мало кого может привлечь - это психотические состояния, которые возникают при психических и соматических расстройствах. Я не психиатр, поэтому подробно писать про МС не буду - про него есть глава в национальном руководстве по психиатрии. Но в легкой выраженности, в форме гипоманиакальности - это почти эталон счастья для современного человека. Многие люди ориентируются на это состояние, как на норму, жаждут постоянно находиться в нем. И любое выпадение из этого состояния оценивается как негатив - что-то, мол, со мной не так.

Эта "норма" пропагандируется в прессе - в глянцевой, прежде всего. Культивируется в молодежных субкультурах, где модно постоянно быть на драйве. Образ современного бизнесмена тоже предстает в массовой культуре маниакальным - неутомимый, постоянно в движении, бурлящий идеями, кого бы еще поглотить или слить. Как ни странно, в книгах по поп-психологии это состояние тоже рекламируется как норма. Они учат всегда быть эффективным, во всем видеть позитив, быстро соображать - речь все о той же маниакальной триаде. Я уж не говорю про рекламу - по ней можно изучать аффективные расстройства. В рекламных образах напрямую увязывают рекламируемый продукт с каким-то психическим состоянием. И часто это бывает именно маниакальное состояние - обратите внимание.

И, казалось бы, в чем проблема? Многие люди, вроде бы, хотят быть счастливыми и успешными. И вполне естественно, что для достижения этого счастья больше подходит образ неунывающего, деятельного, сообразительного человека, чем хандрящего бездельника. Такие рассуждения часто строятся на крайностях - если не деятельный, то бездельник. Если не счастливый, то несчастный. Если несообразительный, то тупой. Если не креативный, то бездарный. Тогда как кроме крайностей всегда есть третий вариант - оптимальный. Или даже много вариантов - индивидуальных.

Каков же этот оптимальный третий вариант по отношению к маниакальности? Это нормотимические состояния, когда у человека ровное спокойное настроение, но не когда все по барабану. Человек испытывает эмоции, которые соответствуют ситуации. Я имею в виду не только внешние ситуации, но и внутреннее состояние. Ведь иногда и внутри нас не все благополучно в плане тонуса - усталость, сомнения, неопределенность, расслабленность, ступор - это нормальные состояния, ведь изменчивость жизни требует от нас внутреннего развития. А развитие часто сопровождается кризисами.

Когда мы говорим о негативных эмоциях и сниженном настроении, то мы подходим к тонкой грани - как отличать негативные состояния в рамках нормы от депрессивных? Я бы предложил такой критерий - как человек справляется с неблагоприятными ситуациями и состояниями? Если он их успешно преодолевает, если они не выбивают его из колеи надолго, то речь о норме. Если же человек относится долгое время (больше двух недель подряд) чувствует уныние, бессилие,  не находит выхода, то можно говорить о том, что его настроение движется в сторону депрессии.

Впрочем, я сейчас не о депрессии, а о её приятной противоположности - гипоманиакальном состоянии. Почему опасно ориентироваться на него как на норму? Во первых, постоянно приподнятое настроение и повышенная активность экономически не всегда обоснованны - это часто жизнь "не по-средствам" психики. Повышенная активность, если не останавливаться вовремя, чревата и физическим, и психическим истощением.

Во вторых, если требовать от себя постоянно хорошего настроения, то придется отрицать и подавлять негативные эмоции. А ведь в любой деятельности мы сталкиваемся с проблемными ситуациями, когда уместно чувствовать тревогу, уныние, печаль, досаду и т.п. Проблемы будут отрицаться, а эмоции будут не проживаться, а подавляться. Также будут игнорироваться такие естественные состояния как усталость, вялость, заторможенность - у мозга просто не будет времени на обработку информации, на полноценные работу и отдых.

Получается, если культивировать маникальное состояние как норму, то можно придти к внутреннему конфликту. Моду на маниакальность с особым рвением подхватывают люди, которые и без того что-то в себе отвергают, запрещают себе быть разными - в том числе, слабыми, печальными, да и просто спокойными. И тут мы подошли к третьему противопоказанию.

У каждого человека свой темперамент. А значит, и своя внутренняя норма активности и настроения. У кого-то психические процессы быстрее, у кого-то медленнее, у кого-то устойчивые, у кого-то неустойчивые - это психофизиологическая данность каждого из нас. И если она не располагают к постоянной бодрости, то приходится насиловать себя, злоупотреблять ресурсами организма ради соответствия новоявленной "норме".

Каков же вывод? Я думаю, у каждого из нас есть выбор. Мы можем воспринимать моду на психические состояния без критики, как что-то само собой разумеющееся. В таком случае мы вынуждены будем напяливать на себя то, что нам не особо подходит. Это может привести к внутреннему конфликту и психическому истощению. Можно воспринимать моды и нормы общества критически. Их можно примерить на себя, и отказаться от них, если они не подходят. А подходят они или нет, нам скажут наши ощущения и эмоции - в том числе, и негативные.

© Психолог Данила Гуляев.

При перепостах и публикациях обязательны ссылка на блог и указание автора и профессии: "психолог Данила Гуляев".

Comments

( 303 comments — Слушаю )
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
(Deleted comment)
lada_ladushka
Feb. 10th, 2011 12:51 pm (UTC)
Точно, мода на худобу, потому что худоба - показатель активности.
(Deleted comment)
(no subject) - lubash13 - Feb. 10th, 2011 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 04:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomarino - Feb. 11th, 2011 07:36 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomarino - Feb. 11th, 2011 08:28 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - tomarino - Feb. 11th, 2011 08:39 am (UTC) - Expand
tsarevskiav
Feb. 10th, 2011 11:37 am (UTC)
супер
живи как хочется. делай то что нравится. носи то что удобно , а не модно. Это моя жизнь.
сложно только единомышленика найти )))))))))
(Deleted comment)
(no subject) - tsarevskiav - Feb. 10th, 2011 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - znorrki - Feb. 12th, 2011 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - tsarevskiav - Feb. 13th, 2011 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - znorrki - Feb. 14th, 2011 07:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - tsarevskiav - Feb. 14th, 2011 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Feb. 13th, 2011 06:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tsarevskiav - Feb. 13th, 2011 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Feb. 13th, 2011 02:08 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
danilling
Feb. 10th, 2011 04:25 pm (UTC)
Спасибо за эмоциональный коммент)
(no subject) - kawarik - Feb. 10th, 2011 11:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
danilling
Feb. 10th, 2011 04:25 pm (UTC)
Ну, не факт, что это про них)
(Deleted comment)
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 10:20 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 10:42 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - znorrki - Feb. 12th, 2011 07:38 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - znorrki - Feb. 12th, 2011 08:41 pm (UTC) - Expand
и как дальше? - yaagatha - Feb. 22nd, 2011 11:37 am (UTC) - Expand
Re: и как дальше? - znorrki - Feb. 22nd, 2011 03:26 pm (UTC) - Expand
Re: и как дальше? - danilling - Feb. 22nd, 2011 03:32 pm (UTC) - Expand
sav_in
Feb. 10th, 2011 12:17 pm (UTC)
отличная статья
danilling
Feb. 10th, 2011 04:25 pm (UTC)
Спасибо.
(no subject) - sav_in - Feb. 10th, 2011 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 10:34 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 12:20 pm (UTC)
Не забывать
User pointe_vilar referenced to your post from Не забывать saying: [...] Не забывать [...]
zabavakrasava
Feb. 10th, 2011 12:28 pm (UTC)
понравилось
споткнулась только вот об это: "во всем видеть позитив"
а если это свойство характера? ))) да, временами падать в грязь, расстраиваться, плакать - но как только схлынут первые негативные эмоции - пытаться увидеть практически в любой ситуации что-то хорошее.
ну вот я недавно сломала руку, после чего выдала "зато я лишний раз убедилась, как много вокруг людей, желающих мне помочь!"
Это невроз? ))))
(Deleted comment)
(no subject) - zabavakrasava - Feb. 10th, 2011 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zabavakrasava - Feb. 10th, 2011 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 05:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zabavakrasava - Feb. 10th, 2011 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dynamo - Feb. 10th, 2011 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zabavakrasava - Feb. 11th, 2011 12:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - lubash13 - Feb. 10th, 2011 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Григорий - Aug. 31st, 2015 04:10 pm (UTC) - Expand
marsia
Feb. 10th, 2011 12:38 pm (UTC)
прекрасная статья! вся культура потребления, как симптом
danilling
Feb. 10th, 2011 04:29 pm (UTC)
Спасибо) Культура потребления как симптом - это как?
(no subject) - marsia - Feb. 11th, 2011 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - znorrki - Feb. 12th, 2011 07:39 am (UTC) - Expand
dairay
Feb. 10th, 2011 12:43 pm (UTC)
Согласна,внутренний штиль, это тоже очень приятное состояние.
danilling
Feb. 10th, 2011 04:30 pm (UTC)
Это штильно)
knautia
Feb. 10th, 2011 12:46 pm (UTC)
Читая, вспомнила высказывание В.М.Файнера, современного композитора, автора преимущественно хоровых произведений, о современном "творческом процессе":
"Нашу эпоху, наверно, когда-нибудь назовут эпохой "креативного поноса".
Сколько генерируется песен, стихов, книг, фильмов, компьютерных игр...
И в этом чудовищном потоке совершенно нивелируется ценность самой "единицы творчества".
К творчеству давно перестали подходить благоговейно, бережно, неспешно, строго.
Нет никакой дисциплины - даже в храм творцы-песнопевцы норовят выплеснуть все что на уме и на душе - безо всяческой "внутренней цензуры"."
hotshoe
Feb. 10th, 2011 02:04 pm (UTC)
Абсолютно роскошное определение! Все сплошь диджеи, фотографы, писатели, дизайнеры - воистину креативный понос как состояние общества.
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hotshoe - Feb. 10th, 2011 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 04:32 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 12:51 pm (UTC)
Актуально
User masha_salvador referenced to your post from Актуально saying: [...] они или нет, нам скажут наши ощущения и эмоции - в том числе, и негативные. Взято у Данилы Гуляева [...]
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 01:16 pm (UTC)
Маниакальность вместо счастья
User ilienka referenced to your post from Маниакальность вместо счастья saying: [...] Originally posted by at Маниакальность вместо счастья [...]
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 01:28 pm (UTC)
Интересный пост
User masiash referenced to your post from Интересный пост saying: [...] Современный человек должен всегда быть лучшим - переоценка собственной личности тоже входит в МС. [...]
volna_i_bereg
Feb. 10th, 2011 01:35 pm (UTC)
И моторчику нужно отдохнуть...
danilling
Feb. 10th, 2011 04:35 pm (UTC)
Особенно если он живой)
anastasiya_um
Feb. 10th, 2011 01:57 pm (UTC)
ЗдОрово.
Мне очень нравится как Вы умеете просто объяснять сложные вещи)
danilling
Feb. 10th, 2011 04:36 pm (UTC)
Ой, я покраснел - приятно)
(no subject) - anastasiya_um - Feb. 10th, 2011 07:18 pm (UTC) - Expand
humming_carabus
Feb. 10th, 2011 02:08 pm (UTC)
Я еще замечала: задуматься или замолчать - в определенной среде считается странным, чуть ли не дурным тоном. И спокойно говорить о том, что интересно (обсуждать мнения, впечатления, чувства) - тоже. Например, соберутся офисные работники на фуршет. Едят, выпивают и старательно говорят НИ О ЧЁМ. Шутки какие-то из себя вымучивают, комплименты дамам, бодрость изображают. Ответственность за веселье пытаются друг другу перебрасывать: а кто нам скажет сейчас тост - а вот Вася скажет, что-то он молчит, гыгыгы. И так часами.
Это сюда же?
danilling
Feb. 10th, 2011 04:38 pm (UTC)
Не думаю, что сюда же. Мне кажется, часто так бывает, потому что собравшимся тревожно, они боятся говорить о значимом. С другой стороны, даже обсуждая малозначительные вещи, люди обмениваются косвенными сообщениями друг о друге и том, каково им вместе.
(no subject) - humming_carabus - Feb. 10th, 2011 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - humming_carabus - Feb. 10th, 2011 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Feb. 11th, 2011 02:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Feb. 11th, 2011 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Feb. 11th, 2011 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Feb. 11th, 2011 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Feb. 11th, 2011 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saiscea - Feb. 13th, 2011 02:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - an_nick - Feb. 13th, 2011 01:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - znorrki - Feb. 12th, 2011 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - humming_carabus - Feb. 12th, 2011 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - znorrki - Feb. 13th, 2011 07:15 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 02:25 pm (UTC)
Про профессиональную усталость
User sav_in referenced to your post from Про профессиональную усталость saying: [...] счастья", обязательно рекомендую к прочтению всем: http://danilling.livejournal.com/48429.html [...]
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 02:35 pm (UTC)
Читать.
User nastja_v_kedah referenced to your post from Читать. saying: [...] Он постоянно генерирует креативные идеи, а также осмысляет и комментирует всё, что видит. Читать [...]
poslavski
Feb. 10th, 2011 02:39 pm (UTC)
да, пусть все активные сдохнут от проблем с сердцем, естественный отбор что поделать, выживает умнейший
danilling
Feb. 10th, 2011 04:39 pm (UTC)
Так, про асоциальность я еще как-нибудь напишу, а вам предупреждение - за подобные агрессивные высказывания буду банить.
(no subject) - devooshka - Feb. 10th, 2011 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - devooshka - Feb. 10th, 2011 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 09:40 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 02:53 pm (UTC)
No title
User swamp_dog referenced to your post from No title saying: [...] Современный человек должен всегда быть лучшим - переоценка собственной личности тоже входит в МС. [...]
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 03:25 pm (UTC)
Маниакальный синдром как современный эталон счастья
yuriyi
Feb. 10th, 2011 03:37 pm (UTC)
Давным давно замеченное и много-много раз подтверждающееся правило: чем больше делаешь, тем больше свободного времени. На самом деле активность практически без исключений приносит позитивные эмоции. Активность и позитивный настрой позволяют наиболее эффективным образом развиваться. И ведь никто не может отрицать, что внутреннее спокойствие запросто может соседствовать с продуктивной работой. "Сонные мухи" врядли будут успешны и вот это их будет подавлять гораздо больше какой-то там усталости от улыбки.
carbophos
Feb. 10th, 2011 04:12 pm (UTC)
Темп жизни с КПД не связан напрямую ))) Можно рвануть делать дело сходу и за час его в темпе раскидать. Можно 50 минут обдумывать дело и без лишних телодвижений получить тот же результат всего за 10 минут непосредственной деятельности. Это исключительно вопрос тепермаента и личных особенностей. Вот когда продуктивность оценивают по промежуточным результатам "полчаса прошло, а у тебя конь не валялся!" а трудоемкость процесса - по фактическим телодвижениям, тогда начинают думать, что человек за час сделал в 6 раз меньше, чем мог бы ))) А на самом деле это просто два принципиально разных метода работы. ))) Главное не ставить в одну упряжку людей, тяготеющих к диаметрально противополжным полюсам.
(no subject) - yuriyi - Feb. 10th, 2011 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Feb. 11th, 2011 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 10th, 2011 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuriyi - Feb. 10th, 2011 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - offnickname - Feb. 11th, 2011 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - yuriyi - Feb. 11th, 2011 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - offnickname - Feb. 11th, 2011 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - carbophos - Feb. 11th, 2011 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - danilling - Feb. 11th, 2011 11:49 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Feb. 10th, 2011 03:47 pm (UTC)
маниакальный синдром
User zoichka2003 referenced to your post from маниакальный синдром saying: [...] человек должен всегда быть лучшим - переоценка собственной личности тоже входит в МС." дальше тут [...]
amy_777
Feb. 10th, 2011 04:01 pm (UTC)
Здравствуйте Данила.
Большое спасибо за статью.
Все время Вас читаю, но сегодня как-то особенно в тему. Просто скорая помощь.
А я уже об увольнении начала подумывать. ))
Люся.
danilling
Feb. 10th, 2011 04:42 pm (UTC)
Здравствуйте, Люся. Пожалуйста, рад, что скорая помощь. А про увольнения - какая связь с моим постом, боюсь спросить?)
(no subject) - amy_777 - Feb. 10th, 2011 04:46 pm (UTC) - Expand
natalia_odegova
Feb. 10th, 2011 04:04 pm (UTC)
Никого не смущает, что комментаторы не пишут: ой, да, это про меня, вы открыли мне глаза. Люди-то они все же не дураки, те, кто описаны в статье - в особенности, и все понимают. И вполне могут и остановиться, и насладиться мгновением.
danilling
Feb. 10th, 2011 04:14 pm (UTC)
Вас смущает?
Предметом поста, поясню, был феномен - мода, флуктуация нормы, а не конкретные люди. Да даже если на конкретных людей переносить - дело не в интеллекте, а в том, осознает человек, на какую норму ориентируется, или принимает её без критики.
(no subject) - manikia - Feb. 10th, 2011 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chekhonte - Mar. 1st, 2011 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - natalia_odegova - Mar. 1st, 2011 09:48 am (UTC) - Expand
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 303 comments — Слушаю )

Тэги

За месяц

September 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister