?

Log in

Previous Entry | Next Entry

критический нереализм



Почему критика иногда так задевает? Даже если человек понимает, что это несправедливая и необоснованная критика. Что ее усиливает? Что заставляет на ней фокусироваться и меньшее внимание обращать на некритику - на хорошие отзывы, например? У меня есть соображение, что тут влияют особенности нашей культуры - установки, негласные нормы и стереотипы. Мы их придерживаемся как чего-то само собой разумеющегося, как воздуха. Поэтому они могут определять наши психологические процессы - нашу реакцию на критику, в частности.


- Если про человека говорят что-то хорошее, то это лесть или предвзятость, а если плохое - это правда. Такая установка часто доминирует в нашей культуре - в целом ориентированной скорее на критику, чем на одобрение и поощрение. Согласно этому стереотипу, нельзя доверять тем, кто говорит что-то хорошее. Либо, им от вас что-то надо, либо они вас любят и поэтому идеализируют. Либо это наивный человек, который чего-то не знает и не понимает. Либо это лицемерный человек и ханжа, который просто держит плохое при себе, а говорит лестное только из приличий. А вот если человек критикует, то он безупречен в своих намерениях - им можно доверять. Он желает вам, уж наверняка, только хорошего, и правду говорит только потому, что беззаветно привержен истине. Как сложился такой стереотип - отдельная тема.

Но этот стереотип заставляет игнорировать многие намерения критиков, который совсем не связаны с заботой о вас или любовью к истине. Критикующий может быть также предвзят, может иметь свои пцели. Критика - это способ общения, позволяющий обесценивать действия и личность другого человека. Это мощный инструмент власти и конкурентной борьбы. И установка, что критика - это непредвзятая правда, делает этот инструмент еще более мощным. Критикующий не всегда сознательно используют критику для доминирования и подавления. Это может быть часть сложившейся системы власти - в семье например, где критика в силу традиции может считаться атрибутом старшего, его ведущим способом общения с младшими членами семьи. Но, если что-то считается само собой разумеющимся, то это не обязывает вас выбирать и предпочитать такие способы общения - их можно пересмотреть, если они не являются для вас предпочтительными.


- Если человеку говорить хорошее, то зазнается и не будет развиваться. А если плохое-критическое, то встанет на правильный путь, разовьется, исправится, много добьется. За этим стереотипом стоит множество идеи о развитии человека - его воспитании и социализации. Например, что воспитание - это такое жесткое форматирование, с искоренением в человеке всего зловредного стихийного, и насаждения в нем всего добропорядочного культурного и общественного. У таких идей до сих пор много сторонников. И, может быть, такая логика для кого-то в каких-то ситуациях может быть полезной. Но вряд ли можно назвать эти идеи бесспорными. И у каждого из нас есть выбор - слепо придерживаться таких подходов по отношению к себе и своим близким, либо выбирать другие подходы.

Продолжение - завтра. А пока, напишите, какие вам знакомы негласные нормы, которые делают критику влиятельной, усиливают ее? Будет очень интересно.



Comments

( 34 comments — Слушаю )
stacy2005ua
Aug. 1st, 2012 08:26 am (UTC)
к сожалению, и когда говорят что-то хорошее, это таки бывает лесть и способ "получить свое", то есть, такой же инструмент контроля, как и критика. "кнут и пряник", где в роли "пряника" похвала, а в роли "кнута" - критика. к счастью, такое случается не всегда.
спасибо за текст!
tiktaalik_m
Aug. 1st, 2012 09:23 am (UTC)
Гендерное у себя отловила - при том, что вроде бы всегда старалась избегать таких стереотипов. "Дела женщин - дом-семья-дети плюс поддержание и использование привлекательной внешности, все остальное у них, за редкими исключениями, получается плохо. Соответственно, если занимаешься чем-то не имеющим отношения к этим областям, то либо доказывай, что ты суперкрута, либо всё это баловство и отлынивание от кухни". Уязвимость к критике от такой предустановки, конечно, взлетает.
Наверняка и у мужчин что-то свое есть, но об этом мне трудно судить.
galadster
Aug. 1st, 2012 09:33 am (UTC)
"Лучше горькая, но правда, чем приятная, но ложь" (с) Почему правда всегда должна быть горькой, непонятно...
laliqua
Aug. 1st, 2012 09:41 am (UTC)
про стереотипы очень верно! Особенно это заметно на примере многих российских работодателей, которые никак не могут понять, что критика (постоянная) не является хорошим способом мотивации. У нас ведь как обычно бывает? Сделал работник что-то хорошо - это само собой разумеется, на это не надо внимание обращать (а то зазнается и работать перестанет), а если где-то ошибся или недобрал чего - на этом нужно долго заострять внимание.
alter_irik
Aug. 1st, 2012 10:16 am (UTC)
негласная норма "со стороны виднее".
спасибо, интересный текст. мне еще кажется, что критика субъективно воспринимается острее, чем похвала, потому что "негативные" чувства вообще интенсивнее переживаются, по большей части.
livejournal
Aug. 1st, 2012 10:20 am (UTC)
критический нереализм
Пользователь rubstein сослался на вашу запись в «критический нереализм» в контексте: [...] Оригинал взят у в критический нереализм [...]
editor_sapiens
Aug. 1st, 2012 10:28 am (UTC)
Да, почему-то считается, что если задел, сделал другому больно "правдой"- значит, попал в точку, был искренним, как хирург, который лечит через боль. При этом почему-то задевающему действительно верится проще, чем хорошему и успокаивающему. А на самом деле, имхо, такую "правду-матку" режут те, кому совсем чужда эмпатия. То есть люди, которым вы изначально параллельны и которые просто на вас выместили свою боль, максируя это дело под честность.
astartha
Aug. 1st, 2012 10:34 am (UTC)
Меня задевает только та критика, которая является отзвуком какого-то внутреннего мнения о себе. То есть, если мне скажут то плохое, что я сама о себе думаю, мне будет больно, стыдно, обидно.

Мнение о себе, конечно, не негласная норма, но это фактор, который делает критику влиятельной.
amy_777
Aug. 2nd, 2012 01:11 pm (UTC)
вот точно!
если критика попадает в свое собственное мнение легальное или неосознаваемое, тогда она особенно ранит и не отпускает.
akkva
Aug. 1st, 2012 10:41 am (UTC)
Есть еще такая норма, чаще родительская: если человек (ребенок) делает что-то хорошо, то про это не нужно говорить - и так же уже хорошо, а когда делает что-то плохо-неправильно-неверно, то здесь нужно обратить его внимание, чтобы он исправился.
evelina_de_lain
Aug. 2nd, 2012 11:13 am (UTC)
Вот кто их научил, что так правильно?
Их же тоже так воспитывали.
Когда-то родители просто как сговорились так себя вести.
cafe_con
Aug. 1st, 2012 10:48 am (UTC)
Проецирование личного опыта. Например, фраза "Вот я в твои годы..." или "Когда я стала матерью". Подобное проецирование имеет своей целью подвергнуть сомнению правильность мировоззрения оппонента, дать понять, что он ведет себя ненормально по отношению к традиционному обществу. Примеры таких высказываний очень много как в повседневной жизни, так и виртуальной - достаточно лишь заглянуть в комментарии любой мало-мальски популярной социальной темы
nasse
Aug. 1st, 2012 11:19 am (UTC)
Мне кажется наиболее "спотыкающей" критика из нормирующего дискурса, если этот дискурс "общепринят", но противоречит личным убеждениям.

И неважно, будет это про "тыжедевочку" или про "у всех нормальных людей Windows стоят"
mystery_kepper
Aug. 1st, 2012 11:29 am (UTC)
А я не верю ни тем, кто критикует, ни тем, кто активно хвалит. Первым, ибо "Да что они понимают, они в этом не специалисты" или "да он просто ревнует, потому, что сам до этого не додумался". Есть еще вариант специально для сети: "Да это просто тролль!" Ну а хвалящим... Уже сами описали, почему не верю. Вот реально, сколько раз меня друзья-знакомые ни хвалили, всегда если потрясти, оказывалось, что из вежливости.
Посему я верю только своему личному мнению и мнению пары инет-френдов, в которых уверена. А мнение всех остальных идет лесом.
mystery_kepper
Aug. 1st, 2012 11:31 am (UTC)
А, да, почему несмотря на это меня критика бесит? Да просто потому, что "Блин, критик хренов, выдает свою вкусовщину за Абсолютное Мнение", т.е. бесит форма критики, а не она сама. От доверенных френдов я снсу любую самую жесткую критику, хотя могу и поспорить с ними на тему, правы ли они.
olok
Aug. 1st, 2012 02:53 pm (UTC)
Еще интересно, почему в рунете так распространено желание сказать гадость кому-то, покритиковать.
crystone
Aug. 1st, 2012 03:58 pm (UTC)
Хорошая получилась КРИТИЧЕСКАЯ статья о вреде критики ;)

Я считаю здоровую критику гораздо более полезной чем постоянное поглаживание по головка.

Здоровая критика это критика направленная против идеи поступка или высказывания . Или это предложение посмотреть на ситуацию под другим углом.
НЕ здоровая критика направлена на человека и имеет целью поставить под сомнения какие то его личные качества.
Часто для критикующего это способ укрепления своей самооценки и оценки себя в глазах окружающих.

Вообще, критиканство и активное неприятие критики, две стороны одной медали имя которой гордыня.

ИМХО конечно.


inessa_cukrova
Aug. 2nd, 2012 12:01 pm (UTC)
полностью согласна! гордыня - да изыди!)
_s_a_s_h_
Aug. 1st, 2012 04:21 pm (UTC)
вот мне из детства запомнилась фраза "хороший художник всегда недоволен своей работой" - по-моему, очень действенное подкрепление критики, причем самокритики. К счастью, сейчас я понимаю, что быть недовольным своей работой совсем необязательно :) а в детстве верила
mystery_kepper
Aug. 1st, 2012 05:38 pm (UTC)
Ну так САМОкритика это совсем другое!
_s_a_s_h_
Aug. 1st, 2012 06:09 pm (UTC)
Другое, да не совсем. На самокритике тоже ведь далеко можно уехать
mystery_kepper
Aug. 1st, 2012 08:50 pm (UTC)
Просто это как бы несколько иное явление и, соответственно, нужен другой разбор полетов.
_s_a_s_h_
Aug. 2nd, 2012 02:28 pm (UTC)
Я считаю самокритику подкатегорией критики, при этом иногда более опасной. Потому и пример подкрепления и привела. Прекрасно понимаю, что к большинству описанных Данилой вещей самокритика действительно не имеет отношения. Но это как "не каждая рыба - селедка, но каждая селедка - рыба" :) (Хотя даже и не знаю, есть у меня одна знакомая, у нее вот ровно как в тексте, только этот хренов критикан, к которому она почему-то все-время прислушивается и которому верит - это ее внутренний голос. Весь текст практически один в один. Откуда у нее этот критикан, я не знаю. А так, со стороны, она умница и красавица. Только сама этого не видит. Я ее все время нахваливаю - она не верит)
minna_graf
Aug. 1st, 2012 04:41 pm (UTC)
что-то такое было еще про "критика мудрого ценнее похвалы дурака" - и отсюда следствие: хвалят одни дураки, а мудрые и профессиональные - критикуют.
livejournal
Aug. 1st, 2012 06:38 pm (UTC)
критический нереализм
Пользователь kaldazar сослался на вашу запись в «критический нереализм» в контексте: [...] Originally posted by at критический нереализм [...]
ellen_k
Aug. 1st, 2012 06:51 pm (UTC)
да, критика - это такой способ поставить себя выше другого человека:
"я - эксперт и судья, я знаю, как правильно, а ты - ученик, младший по званию, и сейчас я тебе расскажу, что с тобой не так".
livejournal
Aug. 1st, 2012 07:08 pm (UTC)
[репост] критический нереализм
Пользователь wizzard0 сослался на вашу запись в «[репост] критический нереализм» в контексте: [...] nally posted by at критический нереализм [...]
longlink
Aug. 1st, 2012 07:24 pm (UTC)
"- Если человеку говорить хорошее, то зазнается и не будет развиваться. А если плохое-критическое, то встанет на правильный путь, разовьется, исправится, много добьется."

Именно такой принцип воспитания применяли мои родители.
Правда это не работало, но они все равно продлжали применять, не замечая постоянных обид, слез, саботажа и т.д.
_nimraen_
Aug. 6th, 2012 06:17 am (UTC)
Так знакомо...
livejournal
Aug. 2nd, 2012 08:12 am (UTC)
критический нереализм 2
Пользователь utoch_ka сослался на вашу запись в «критический нереализм 2» в контексте: [...] усиливать действие критики, делать ее значимой вопреки желаниям человека. Начало в предыдущем посте [...]
livejournal
Aug. 2nd, 2012 08:12 am (UTC)
критический нереализм 2
Пользователь utoch_ka сослался на вашу запись в «критический нереализм 2» в контексте: [...] еть это. Жду и буду рад вашим идеям о том. какие факторы усиливают критику. В предыдущем посте [...]
humming_carabus
Aug. 2nd, 2012 02:05 pm (UTC)
У меня было убеждение, что хорошее в себе я и так знаю, а вот плохого могу не знать, и со стороны это виднее. Соответственно, критика помогает увидеть и сразу же это исправить.

Тут даже 3 заблуждения: 1) не знать о себе можно только плохое, 2) то, что другой считает недостатком = недостаток, и 3) знания о своём недостатке достаточно, чтобы его исправить.

Хотя я часто не против критики, потому что она живее.
filatova_1900
Aug. 2nd, 2012 04:21 pm (UTC)
Очень часто во время критики можно услышать: "Что, правда глаза колет?"
то есть, если мне неприятно то, что человек мне говорит, почему-то автоматически означает для него, что он попал в самое яблочко и это еще больше убеждает его в праведности его критики.

А еще критика часто направлена на одну очень бредовую идею: "Стань таким, как я хочу".
Наталия Эфендиева
Aug. 12th, 2012 03:19 pm (UTC)
Можно я свои 5 копеек суну тоже?) Хотя и не уверена, что в тему данного поста.
Критика, как мне думается, нужна и важна. Но важно еще и то КАК критикуют - я имею в виду сам тон голоса, интонации и т.п. Ну и слова желательно тщательно подбирать)
Ну и мое глубокое убеждение (как преподавателя с некоторым стажем и опытом:))) состоит в том, что лучше перехвалить, чем недохвалить.


Edited at 2012-08-12 03:22 pm (UTC)
( 34 comments — Слушаю )

Тэги

За месяц

September 2015
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Terri McAllister